Головна  →  Повідомлення  →  23 червня 2014

Тест проданий. Мріючи зламати систему, наші громадяни як і раніше готові йти перевіреним шляхом і платити навіть за вступ дитини до школи (стаття російською)

Мечтая сломать систему, наши граждане по-прежнему готовы идти проверенным путем и платить даже за поступление ребенка в школу

Недавно моя дочь поступала в одну из популярных киевских гимназий. Выяснилось, что шестилетки сейчас проходят тесты с такими заданиями, которые в наше время мало кто сдал бы. Но теперь подобные испытания в порядке вещей, поскольку в начальных учебных заведениях дефицит мест. Особенно у нас на Позняках. Конкурс — четыре ребенка на место и больше.

Сомнений в том, что дочка поступит, у меня не было. Во время теста она вела себя естественно, практически на все вопросы с тем или иным успехом ответила, да и член приемной комиссии уверенно сообщила, что набранный балл высокий, а значит, есть все шансы поступить. Каково же было мое удивление, когда имени дочери в списке поступивших я так и не обнаружил. Зато увидел в нем детей двух знакомых семей, показавших гораздо меньший результат.

Пожалуй, чтобы понять, в чем проблема, стоит начать с основного: по каким причинам отдельные школы нашей страны обретают такую популярность, что дает им право проводить конкурсы с балльным оцениванием дошкольников.

Ответ прост. На Позняках, как и в любом другом спальном районе столицы, застройщики не устают возводить 25–30‑этажные жилые дома. В каждом будут жить 150–250 семей. При этом в округе вместо новых детских садов или школ появляются лишь спортклубы и супермаркеты. Так создается дефицит мест для обучения.

Родители будущих школьников вынуждены выбирать: или бывшие средние школы, превратившиеся благодаря косметическому ремонту в лицеи, или обычные учебные заведения с характерными бабулями на входе, сорока детьми в тесных классах и запахом половой тряпки из 80‑х в бесконечном узле сумрачных коридоров.

Большинство работающих родителей, разумеется, хотят определить ребенка не в гетто-стайл, а в его припудренный вариант по соседству. Именно в этот момент в игру вступают менеджеры из директоратов и администраций. “У нас есть то, что вам нужно,— рекламируют они.— Вот вам тест на логику и память. Нужно будет повторить внезапные слова, запомнить картинки, дать точные определения терминам. Справитесь?” Счастливые обладатели элитной недвижимости пожимают плечами и переспрашивают: “А иначе поступить как‑то можно?”

Так в классах большинства старых школ, а ныне элитных гимназий и лицеев, появляются дети не тех, кто уверен в силах своего ребенка и решает пройти тест честно, а тех, кто предпочел более надежный и проверенный способ. Для сильно умных всегда остается вариант гетто-стайла.

Стоит ли удивляться тому, что к моменту полового созревания дети, поступившие благодаря стараниям своих родителей, начинают вести себя не совсем так, как предполагалось вкладчиками в их образование? Или тому, что после окончания школ они таким же образом занимают места в престижных медицинских или юридических вузах, а затем после выпуска не могут никого ни вылечить, ни защитить? Вряд ли.

Довольными в этой системе остаются только берущие. Спрос есть. По крайней мере, создать его искусственно — не проблема. И родители на это клюют.

Теперь — о самой системе тестирования детей на примере упомянутой гимназии. Простая арифметика. Всего в тесте — 15 заданий. В десяти из них следует дать определение терминам. В сумме за каждый правильный ответ максимально можно набрать 20 баллов. В задании на зрительную память предусмотрено получение до 8 зачетных пунктов. За умение писать отведен диапазон от 3 до 5 баллов. А вот слуховая память — воспроизведение десяти названных слов — оценивается в 1 балл за каждое слово. И это при общем проходном балле, допускающем потерю максимум в 5,5. Выходит, что ребенок, назвавший только 5–6 слов из 10, может на поступление даже не рассчитывать.

Ради интереса проверьте себя. Пусть кто‑то назовет вслух десять любых слов с паузой в 1 секунду каждое. Сколько повторите? Судя по результатам теста, около 50 детей района повторили 8–9 слов из 10. То есть это сделал приблизительно каждый четвертый шестилетний ребенок. Чувствуете себя идиотом? Это хорошо.

Беда не в том, что нас так жестко и несправедливо отжимают. А в том, что большинство из нас не хочет честно сдавать тесты. Не только в школы. Вообще. Никуда. Большинству из нас проще “сделать, как все” и закрыть вопрос. Мы — энное поколение “совков”, кормящих присосавшихся к нам паразитов. Возразите. Поднимите руки те, кто готов к честному тестированию своего ребенка. А теперь посчитайте тех, кто не поднял. То‑то же.

Роман Сулима, Директор по развитию издательского дома Sanoma Ukraine
Журнал "Новое время" №5, 13.06.2014 http://nvua.net/opinion/sulima.html

Перейти до спискуВерсiя для друку